Новости

«Мы календарь перевернём и снова третье марта» (биографический календарь жизни и творчества А.Н. Макарова)

Второй этап литературно-просветительского проекта «Разговор по поводу…» 

 

3 марта, в день рождения Александра Николаевича, представляем заметку «А.Н. Макаров – добрый и мудрый литературный наставник» 

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. И мы с полным правом можем назвать литературным наставником писателя Александра Николаевича Макарова.

Александр Николаевич Макаров  был одним из самых влиятельных критиков  60-х годов 20 века.

Многие поэты и писатели  отзывались о нем не только как об «одаренном критике, хорошо понимавшем свое назначение», но и как о «человеке исключительно внимательном к людям, добрым той большой добротой, которая всегда согревает душу».

А известная писательница В. Кетлинская отмечала: «Часто считают, что писатели не любят и не могут любить критиков. Это неправда. Только любим мы критиков не всяких, а хороших. Для меня образцом настоящего, очень необходимого литературе критика был Александр Николаевич Макаров».

Писатели, знавшие Макарова, наряду с несомненной значимостью его трудов, признавали благотворное влияние его личности: «Он был умнее своих умных, интереснее своих интересных статей, и общение с ним было для нас радостью и школой хорошей закалки», – так  отзывался о Макарове известный белорусский поэт Владимир Короткевич.  Знакомство и недолгое время дружбы с Макаровым, Виктор Астафьев оценил как «счастье, подаренное судьбой»: «Он был старше меня, но он был мудр, деликатен, чист мыслями, и я в наших с ним отношениях никогда не чувствовал разницы в возрасте и подавляющего его превосходства в интеллектуальном развитии. Мы дружили на равных, но это не мешало мне в то же время почтительно относиться к его трудным сединам, к его феноменальным познаниям».

Началом своего пути критика  сам Александр Николаевич  считал  напечатанную в  журнале «Новый мир» № 3 в  1946 году работу, которая называлась «Александр Твардовский и его книга про бойца».

В 1956 году А. Н. Макаров был назначен главным редактором журнала «Молодая гвардия». Из воспоминаний Беллы Ахмадулиной: «Я помню мои первые встречи с Макаровым в журнале «Молодая гвардия»… мы очень расходились в некоторых мнениях и оценках, но его доброе и пристальное расположение к поэтам моего поколения, вообще к поэтам  - оставались неизменными».

Александр Николаевич был  руководителем  поэтического семинара на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А.М. Горького  в Москве.

Вот как вспоминала о годах учебы известная советская поэтесса Новелла Матвеева  в письме к жене критика Н.  Ф. Макаровой: «…к моим стихам  Александр Николаевич при всей своей доброжелательности, относился подчас  довольно строго…

…все мы студенты, знавшие Александра Николаевича Макарова очень любили и глубоко уважали его. <…> Не только потому, что он всегда интересно, с блеском проводил занятия… не только потому, что он во всех случаях прибегал  к доказательности. Но кроме всего Александр Николаевич хорошо и правильно держался – хорошо и правильно обращался с людьми… Каждую свою речь Александр Николаевич заканчивал примерно так: «…Не знаю… может быть, я ошибаюсь… Но таков мой взгляд».

Узбекский поэт и прозаик Мавлян Икрам,   учившийся в 1961-1963 годах на Высших литературных курсах, вспоминал: « … Мы все полюбили Александра Николаевича как хорошего учителя и главное, человека, который глубоко знает литературу. Он радовался нашим успехам. Он не торопился уходить от нас: после семинара долго-долго беседовали о литературе».

Василий Субботин, советский и российский писатель и поэт, знавший  Александра  Николаевича двадцать лет, который вел поэтический семинар  на Высших литературных курсах отмечал: «Но прежде всего – мы запомнили его доброту. Никакие его замечания самые суровые, строгие, никогда ни для кого не были обидными. Всем это памятно, всем, кто был на этих курсах. Всё искупала его улыбка, лучащаяся, бьющаяся из сердца искра таланта и добра».

Выступая на Вечере, посвященном памяти Александра Николаевича Макарова в июне 1971 года поэт Александр Межиров сказал: «Я увиделся с ним впервые после войны. На улице… Мы шли и разговаривали о поэзии. Небольшого роста, с пластичными  мягкими движениями, не модной мягкостью характера. Я понял, что он любит людей. Он хочет с первого же слова облегчить твою жизнь, помочь тебе. Он говорил со мною с нежной теплотой.

Удивительно умел он слушать стихи: у него было подлинное чувство поэтического ритма, тончайший безошибочный поэтический вкус. Он удивительно чутко отнесся ко всем нам, вернувшимся с войны. Он отнесся к нам, как старший. Он помог нам начать новую жизнь в литературе.  Все мы многим ему обязаны: он представлял нас читателю, давал возможность встретиться на страницах «Литературной газеты» с читателем – публикуя  наши стихи».

Многие современники оценивали в Макарове-критике прежде всего его особенную «чуткость к таланту». Мягкость и доброжелательность отличали критический стиль Макарова.

За четверть века  своей литературно-критической деятельности А. Макаров написал десятки критических статей, более пятисот внутренних рецензий, массу писем и отзывов, прочитал немало лекций в Литературном институте. 

Писатели, поэты, литераторы  Советского Союза, все те, кто хорошо знал А. Н. Макарова, признавали его как талантливого критика, «доброго и мудрого наставника» и друга всех молодых писателей, вступавших на путь профессионального литератора.

2023 г.                                                                                                                 С.В. Горячева, ведущий библиограф библиотеки им. А. Н. Макарова