Есть имена и есть такие даты - они нетленной сущности полны

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский – русский военачальник Смутного времени

 

"Его разум превосходил его лета. Его советы были немногоречивы, и более сначала давал другим говорить и толковать, но когда он свой (план) объявлял, то было точное заключение, так как редко находилась причина оспорить, за что его как русские, так и чужестранные сердечно любили", -  так пишет о М. В. Скопине-Шуйском основоположник российской исторической науки Василий Татищев.

zРисунок1

Михаил Скопин-Шуйский – талантливый молодой полководец и дипломат, потомок суздальско-нижегородских князей. Отец и дед Михаила были воеводами.  Прозвище «скопа» получили они не только от орлов, водившихся в землях Рязанщины, но и от воинской стремительной тактики, ошеломляющей противника внезапностью удара. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, Михаил воспитывался матерью Еленой Петровной и дядей-воеводой Борисом Татевым.

При царе Федоре Иоанновиче Михаил был записан в «царские жильцы», а в 1604 году при Борисе Годунове получил чин стольника, а Лжедмитрий Первый произвел его в «великие мечники» и поручил привезти в Москву инокиню Марфу – мать убиенного царевича Дмитрия. При Василии Шуйском Михаил Скопин-Шуйский оставался одним из приближенных к царю, о чем свидетельствует факт того, что он был приглашен на роль «дружки» на свадьбу Василия Шуйского.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский –  участник событий Смутного времени. Боевой опыт приобрел при подавлении восстания  И.И. Болотникова в 1606-1607 гг.  После победы над Болотниковым он был возведен в чин боярина.

На двадцать первом году жизни Михаил Васильевич женился на Александре Головиной (после смерти Михаила она оставила мирскую жизнь и постриглась в монахини под именем Анастасия), но супружеское счастье было недолгим. Когда Василий Шуйский решил обратиться за помощью к шведам, для переговоров об этом он отправил в Новгород Михаила Скопина-Шуйского, которого наделил чрезвычайными полномочиями, вплоть до заключения международных договоров.

Несмотря на ряд препятствий, Михаилу удалось достигнуть цели. Сопровождаемый 12-тысячным отрядом шведского войска, под предводительством Якоба Делагарди, 23-летний Скопин-Шуйский в 1609 году выступил из Новгорода для «спасения престола».

Современники единодушно отмечали достоинства самого молодого и самого знаменитого полководца в России начала XVII века. Русские и поляки, шведы и немцы восхищались юношей необычайно высокого роста и богатырской комплекции, статного вида, с высоким лбом, широко расставленными глазами, в которых светился «великий разум не по летам».

По словам врага, гетмана Станислава Жолкевского, Скопин-Шуйский «не имел недостатка в мужественном духе и был прекрасной наружности». Храбрость и решительность сочетались в Михаиле Васильевиче с добротой, приветливостью, умением обходиться с соотечественниками и  иностранцами.

Его путь к победе пролегал через многие грады и веси. Освобождению Москвы предшествовали сражения за Торопец, Торжок, трехдневная битва за Тверь. От села Городни, через село Кимры, Скопин-Шуйский двигался вдоль Волги. Дойдя до Троицкого Калязина монастыря, он встал в нем лагерем, где и собрал армию для решительного наступления.

Здесь была одержана  важная победа над отрядами гетмана Сапеги, пришедшими на встречу из-под

Троице-Сергиева монастыря. Здесь же Скопин-Шуйский подписал окончательный договор с посланником шведского короля Карла IX. Отсюда его отряды отправились в дальнейший путь – на освобождение Переславля-Залесского, Ростова и Александровской слободы.

В январе 1610 года добился снятия Троицкой осады, к началу марта – полного распада Тушинского лагеря. Восторженно встреченный жителями Москвы и окрестностей Скопин-Шуйский 12 (22) марта 1610 года торжественно вступил в столицу.

Скончался, возможно, став жертвой дворцовой интриги. Согласно наиболее распространенной версии, Скопин-Шуйский был отравлен на пиру княгиней Е.Г. Шуйской (дочерью Е.Г. Бельского и супругой князя Д.И. Шуйского). Погребен Михаил Васильевич Скопин-Шуйский при огромном стечении народа в Архангельском соборе Московского Кремля.

Фигура Скопина-Шуйского помещена в скульптурную композицию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.

В год 400-летия сражения при Калязине монастыре на реке Жабне близ Калязина установлен памятный крест, а в самом городе на площади у Вознесенской церкви был установлен памятник М.В. Скопину-Шуйскому.  Автор памятника – председатель Тверского регионального отделения Союза художников России Е.А. Антонов.

kРисунок2

 

 Родному городу посвящается 

Калязин! Жизнь твоя богата

На битвы подвиги стихи.

Здесь Скопин-Шуйский бил

                                       когда– то

Литовско-Польские полки.

Жестокая случилась сеча

На низком Жабне берегу,

Такая праведная встреча

Не снилась лютому врагу.

Как львы отважные сражались

России  славные сыны,

И дрогнули и побежали

Литва и шляхты из страны

По Заозерской по дороге

Гнал ворога Князь Михаил,

И в топком Рябовском болоте

Он славу Польши потопил.

А.Д. Комлев